Без прошлого нет будущего. Национальные традиции возвращаются в свадебный обряд. Чтобы сэкономить финансовые средства, семьи жениха и невесты могут сами продумать и изготовить многие украшения на свадьбу в русском стиле.

В гармонии с природой

Продумывая украшения для молодых, гостей и помещения надо обязательно учесть сезон года. В старину люди старались как можно больше использовать сезонные дары и тона природы для того, чтобы создать уют на свадебном торжестве. Например, следует учитывать, что осенью могут преобладать традиционные по цвету для этой поры украшения: золотистые, оранжевые, красные и коричневые. Весной – зелёные, жёлтые, белые, фиолетовые, голубые. Летом – всех цветов радуги. Зимой – голубые, белые, серые, серебристые, синие, красные.

Украшения для гостей

  • мужчинам – петлички из рябины или сезонных цветов;
  • девушкам – венки из сезонных цветов, листьев и ягод.

Украшения для помещения

  • шкурки животных;
  • валенки и лапти;
  • пучки колосьев и ягод на ветках;
  • букеты цветов (живых по сезону или сухоцветов);
  • ароматические травы;
  • рушники с вышивкой;
  • на деревянных столах можно поставить расписную деревянную и глиняную посуду и самовар с баранками;
  • стол должен быть накрыт вышитой белой скатертью.

Украшения для невесты

  • большие серьги и подвески-«пушки» из гусиного пуха (к ушам или к головному убору),
  • массивные ожерелья из жемчуга,
  • муфта из меха зимой,
  • длинные атласные перчатки летом,
  • обычный венок из полевых цветов,
  • коса с вплетёнными в неё разноцветными атласными лентами или полевыми цветами,
  • накосники,
  • венец,
  • кокошник.

Фото накосников

Из истории ношения венца и кокошника невестой

Венец – сакральный элемент национального русского костюма невесты

Замужем девушка или нет – об этом в старину сообщал головной убор. Девушки и замужние женщины имели разные головные уборы. Девочка носила на лбу простую матерчатую тесёмку (повязку). Девица на выданье носила повязку побогаче. Венец надевался только после сватовства на смотрины и на венчание.

Венец – богато украшенный головной убор невесты в форме широкого обруча или полумесяца, короны с зубцами.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6820/119319383.1e7/0_9518d_814a3384_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/3111/119319383.1e6/0_9517f_7c2d9c31_XL.jpg

Носили венец обычно с распущенными волосами или одной косой. Чем толще и длиннее коса – тем солиднее невеста. Коса должна была быть непременно одна, поскольку только замужним русским женщинам разрешалось заплетать две косы. Макушка головы оставалась открытой, чтобы окружающие могли оценить густоту и шелковистость волос.

В основе венца был кожаный или берестяной обруч, а позднее картон, который обтягивался тканью с вышивкой и украшениями.

Девушки северных районов Руси носили коруны (короны) это тоже венцы, но прорезные – с отверстиями между рисунками. Коруна обхватывала голову, спускаясь не к ушам, как простые венцы, напоминающие нимб, а к затылку. Чтобы научиться отличать венец и коруну – посмотрите это фото из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Коруна могла быть надета и по-другому – на макушке.

Сзади к венцу крепили широкую полоску шелка или парчи с золотыми кружевами на конце. Она прикрывала косу и чем-то напоминала современную фату.

Головной убор надевался низко на лоб, несколько выше бровей, завязывался на затылке лентами. На Руси ленты, которыми подвязывался венец, были отдельным культом. Таких лент уже не производят в настоящее время. Ранее они были широкие, шелковые, муаровые. По красоте лент судили о богатстве семьи невесты.

Настоящие венцы были очень дорогими. По стоимости – как несколько коров. На несколько сельских поселений мог быть только один настоящий венец. Можно было брать его в аренду для смотрин и венчания.

Далеко не каждая сельская девушка могла вышить такие дорогие венцы. Были мастера золотной вышивки и вышивки жемчугом, которые могли брать на обучение.

Что надеть на свадьбу: кокошник или венец?

Сегодня все подобные головные уборы называют, не разобравшись в тонкостях, кокошниками. На самом деле, кокошник и венец – это разные вещи. Замужняя женщина, в отличие от невесты, должна была закрывать волосы. Вот именно такой головной убор, который закрывал волосы, и назывался кокошник.

Кокошник – старинный русский головной убор в форме гребня, веера, полумесяца или щита вокруг головы.

Кокошник Владимирской губернии

Известен в письменных источниках с XVII века. Слово «кокошник» образовалось от славянского слова «кокош» – «курица», «петух».

Традиция полного покрытия волос замужними женщинами известна с глубокой древности у всех славянских народов Европы. Связана она с языческими представлениями. Считалось, что замужняя женщина, волосы которой видны из-под головного убора, принесёт горе в дом: неурожай, гибель скота, болезни родных и т. Именно поэтому на Руси замужние женщины всегда должны были ходить с покрытой головой. Запрещено было показывать волосы иным мужчинам, кроме мужа.

Богато расшитый кокошник носили в исключительных случаях: на свадьбу, а потом на праздники.

Фото кокошника московского типа из коллекции Н. Шабельской

Вид спереди

Вид сзади

Кокошник с местным названием «наклон» (Костромская губерния)

Для повседневного ношения существовало множество вариантов головных уборов, полностью скрывавших волосы. В разных местностях существовали свои традиционные головные уборы с разными названиями, разных форм.

Кокошник был в некоторых губерниях обязателен аж до двадцатых годов ХХ века как головной убор, который надевался на свадьбу.

Расшитый жемчугом кокошник молодая должна была надеть после обряда венчания. Это в одних районах Руси. А в других местах кокошник надевали именно на венчание, чему предшествовало торжественное снятие венца, расплетение одной косы и заплетение двух кос. В некоторых районах кокошник носился до появления на свет первенца. Потом – только в торжество. В некоторых районах Руси кокошник новобрачные носили только три дня после свадьбы. Всё зависело от традиций, принятых в той или иной местности. С начала ХVI века традиция ношения кокошника стала меньше почитаться. Многие состоятельные замужние женщины стали носить кокошник повседневно.

Точно так же, как и в случае с венцом, небогатые родители старались, чтобы их дочь была в день свадьбы в жемчужном кокошнике. Если денег не хватало, можно было взять головной убор в аренду. Чем шире и богаче венец и кокошник – тем состоятельнее семья, выдававшая замуж дочь.

Венец и кокошник были оберегом

Венец и кокошник расшивались обережным орнаментом. Вышивались символы супружеской верности и плодородия. Праздничные головные уборы, если они принадлежали семье, а не были арендованы, бережно хранились в семье и передавались по наследству, считаясь большой семейной ценностью.

Венец и кокошник богато украшались. Использовали парчу, бисер, бусы, жемчуг, золочёные нити, канитель, цветные каменья. Техника украшения имела особенности в каждой местности. Нижний край кокошника обшивался поднизями (сеткой из жемчуга), а над висками крепилась рясна (бусы из жемчуга, спадавшие на плечи). Чем шире и богаче украшен кокошник, тем состоятельнее была семья молодой.

На Руси наиболее популярным методом вышивки девичьих венцов и женских кокошников было «сажение по бели». Вышивка имела магическое значение: веревка, которая образует основной узор, должна быть целостной. Она, не прерываясь, делает весь рисунок, и возвращается туда, откуда начиналась.

Интересное видео об этой вышивке можно посмотреть здесь:

Советы для тех, кто будет сам делать венец или кокошник

  1. Венец и кокошник при желании можно сделать самому. Потрудиться придётся много, но если эти головные уборы будут сделаны правильно, хоть даже и с использованием современных материалов, они будут настоящими оберегами и семейными ценностями.
  2. Если в наше время молодые хотят соблюдать именно те традиции, которые были приняты несколько сотен лет назад именно в их местности, то придётся потрудиться и провести настоящую исследовательскую работу. Обратиться в краеведческий музей с просьбой предоставить материалы о том, какими были традиционные головные уборы невест до венчания и после венчания. Для того, чтобы свадебный костюм был правильным и сочетался с головным убором, можно ориентироваться на коллекцию старинных русских костюмов. Самая известная коллекция была собрана семьёй Шабельских в IХХ веке. Там есть венцы и кокошники как неотъемлемые элементы свадебного наряда. Интересное видео здесь:
  • Если молодым и их родителям не принципиально важно соблюдение традиций именно их местности, то можно купить у какого-то мастера, например, вот такой вариант кокошника :
  • Если не учитывать традиции своей местности, то можно выбрать такой свадебный наряд, какой есть в коллекции мастеров из любой точки России. С доставкой и поиском, благодаря сети Интернет, проблем сейчас нет. Но надо всё равно учитывать сочетаемость венца или кокошника с сарафаном и иными деталями костюма. Чтобы не был кокошник, сделанный в традициях северных губерний, а остальной наряд в традициях южных губерний.
  • В современных условиях, чтобы сэкономить, можно импровизировать, хотя это и нарушает народные традиции. Раньше открытый головной убор невесты могли переделывать в закрытый головной убор замужней женщины. В современных условиях можно взять и повязать поверх венца красивый платок, который спрячет волосы. Будет что-то подобное на кокошник. Волосы будут спрятаны, а передняя часть нарядного венца будет видна и не надо будет делать или покупать ещё и кокошник.
  • Если делать венец и кокошник самостоятельно, то надо разгадать каждый символ, который видите на образце, с которого делается украшение. Иначе работа и само изделие теряет сакральный смысл как оберега. Нельзя выдумывать свои бессмысленные узоры.
  • В настоящее время от наполненной когда-то огромным сакральным смыслом традиции надевания кокошника после венчания остался, по-видимому, обряд снятия фаты и завязывания платка. К тому же с той разницей, что фату сейчас снимают в самом конце свадебного торжества.
  • Сегодня нет проблемы, из чего сделать венец или кокошник своими руками. Предприятиями химической промышленности производится искусственный жемчуг, самые разные цветные стразы, искусственно золоченую нить.
  • Можно ориентироваться на видео мастер классов. Они могут помочь в самостоятельном изготовлении старинных русских головных уборов: